Сергей Кашкадамов: “Я считаю, что стажеру очень важно доверить проект, чтобы он прочувствовал его, выполнил от начала и до конца и был горд им”

Сергей Кашкадамов - начальник Управления по связям с общественностью МГУУ Правительства Москвы. Сергей рассказал о том, как выстраивает работу со своими стажерами, каких стажеров ждет к себе в команду и почему ему нравится работать в Правительстве Москвы

1. Что нужно, чтобы стать наставником? 

Нужны три компонента: желание, опыт и время. Без желания вкладывать силы в развитие других людей вряд ли что-то получится. Опыт – этому не учат в университетах, и поэтому это главное, что ты можешь дать стажеру. И, конечно, все мы живем в цейтноте, важно уметь выделять отдельное время на адаптацию нового человека в коллективе, разъяснение задач и процессов. Самый плохой наставник – тот, который забыл, что у него есть стажер. Надо ежедневно включать его в рабочие процессы. 

2. Что самое приятное в роли наставника? 

Самое приятное – почувствовать свою экспертность. У всех нас есть внутри комплекс дилетанта (кто не знает, погуглите, полезно), а тут вдруг тебя делают ментором, дают возможность делиться опытом с кем-то. То есть, с одной стороны, это признание, с другой – возможность принести пользу кому-то еще, сделать мир лучше. 

3. Как вы даете обратную связь стажерам? 

О том, насколько важна обратная связь в работе, да и, в принципе, в жизни, написано много книг. Всегда пытаюсь показать стажеру, что у него получилось: очень важно и поблагодарить за успехи, и указать на недостатки, показать, как их исправить.  Главное – быть конструктивным, избежать обид и агрессии. Но при этом быть ясным: часто за витиеватыми и аморфными формулировками, призванными не обидеть, теряется сам смысл. 

Когда я работал шеф-редактором на НТВ, ко мне постоянно приходили корреспонденты с откровенно плохими текстами. И я правил тексты один за другим. В результате работа начала превращаться в ад: люди поняли, что я в любом случае поправляю все за них, и перестали стараться.  Тогда один более опытный человек сказал мне, что ни в коем случае не надо делать чужую работу, пусть даже кажется, что проще самому все быстро переписать, чем долго объяснять, что нужно сделать. Если объяснить человеку его ошибку, он пойдет и переделает ее, а в следующий раз уже ее не совершит. А если сделать все за него, то обучающего эффекта – ноль. Поэтому в обратной связи я пытаюсь руководствоваться этим правилом: вместо того, чтобы дать человеку рыбу, лучше дать ему удочку и научить ловить рыбу. 

И еще: обратная связь должна быть взаимной не только от наставника к стажеру, но и наоборот – от стажера к наставнику. Все мы, с одной стороны, стремимся к постоянному развитию, но в то же время хотим, чтобы нас принимали такими, какие мы есть, и часто отвергаем любую критику. Важно расслышать и правильно использовать то конструктивное зерно, которое мы получаем в обратной связи.   

4. Как заинтересовать стажера?

Главное – дать понять стажеру и всем другим членам коллектива, что он полноценный член команды. Он обладает теми же правами, что и все остальные, но также и отвечает за свои обязанности. Но у него есть преимущество: если что-то непонятно или не получается, к нему сразу придут на помощь. 

Я считаю, что стажеру очень важно доверить проект, чтобы он прочувствовал его, выполнил от начала и до конца и был горд им. 

5. Какими качествами должен обладать стажер?

Для стажера главное – энтузиазм и мотивированность. Очевидно, что стажер пришел к тебе учиться. Опыта у него еще нет, но есть желание его получить, и это – самое ценное в нем. Энтузиазмом он может компенсировать незнание рабочих процессов. 

Лучше не ругать людей за то, что они взяли на себя много работы и допустили в ней ошибки. Гораздо хуже, если человек ничего не сделал, не допустив при этом ошибок.

Важно уметь обучаться и стремиться к развитию. Для работы в команде пригодится умение решать конфликты с помощью диалога и дружелюбно воспринимать критику. 

6. Почему вам нравится работать в Правительстве Москвы?

В нашей работе есть разные направления и масштабные проекты. Мы, как пиарщики, участвуем сразу в нескольких из них: от культуры и социального развития до цифровизации и информационных технологий. 

Более того, работа в Правительстве Москвы дает возможность влиять на жизнь нашего города. И это не пустые слова. Вот например, наша пресс-служба поддерживает HR московского правительства.  То есть от нашей работы зависит профессионализм 850 тысяч сотрудников, которые работают в  инфраструктуре города: какие люди нас встретят в МФЦ, насколько квалифицированное решение примет вице-мэр и так далее. Получается, в конечном итоге мы сами, как жители города, являемся потребителями тех благ, в производстве которых участвуем.



Возврат к списку