В своей тарелке. Кто и как может помочь новичку влиться в коллектив?

02.08.2021

Помните свой первый день в команде? Какие вы испытывали эмоции, страхи, сомнения? Всем нам в первое время приходится довольно сложно, и только благодаря поддержке коллег адаптация может пройти легко и продуктивно. 

Помогать новичкам — легко, и каждый из вас может стать тем наставником и проводником в работу, показать путь и ответить на все вопросы. 

7 советов, которые помогут адаптировать сотрудника

  1. Подготовьте информацию! Из-за удаленного формата работы, который ограничивает личные контакты с коллегами, понимание структуры компании может стать затруднительным. Подготовьте для новых сотрудников небольшой документ в электронном варианте, где будет содержаться вся необходимая информация — от миссии, цели компании и команды в частности до более глобальной организационной структуры. 

  2. Добавьте новичка во все рабочие чаты, представьте его виртуально (можно запросить у него написанную лично самопрезентацию и фотографию). Первое время, участвуя в обсуждениях и переписках даже просто в качестве зрителя или слушателя, он сможет понять, какой формат общения в команде, кто за что отвечает, как проходят онлайн-встречи и т.д. 

  3. Не торопите! Чем плавнее и конструктивнее пройдет период адаптации, тем эффективнее и продуктивнее сотрудник будет работать в дальнейшем. По статистике, 69% сотрудников с большей вероятностью будут работать в компании около трех лет, если они прошли отличную адаптацию.

  4. Четкие цели. Хотя бы на первые три месяца сотрудник должен четко понимать свой рабочий план и свои задачи. Важно давать обратную связь по всем выполненным задачам, регулярно направлять в верное русло, не оставлять человека без работы. 

  5. Наставник — человек, с которым новичок сможет с первых дней выстроить доверительные отношения и знать, что может обратиться к нему с любым вопросом. Сотрудник будет знать, что рядом есть надежное плечо и что наставник в любой сложной ситуации поможет найти выход или решение.

  6. Рабочее место. Если сотрудник выходит на работу в офис, подготовьте его новое рабочее место так, чтобы он с первых минут почувствовал, что его ждут и о нем заботятся: предоставьте всю необходимую для работы технику, положите на стол новые канцелярские принадлежности с символикой «Правительство Москвы» или подведомственной организации, добавьте открытку или записку со словами приветствия. Такие, казалось бы, мелочи, дадут понять человеку, что ему здесь рады, и помогут преодолеть стеснение и психологический барьер. 

  7. Контролируйте ситуацию. Задавайте вопросы сами, делитесь своими эмоциями, вовлекайте сотрудника в неформальные командные мероприятия (выйти вместе на обед, собраться после работы для small talk, отметить праздник в честь дня рождения кого-то из коллектива и т.д.). И, конечно, вовремя проверяйте выполненную работу и решения поставленных задач. 

Грамотная адаптация новичка — это работа всей команды. И результаты, которые вас обрадуют, обязательно будут заметны в ближайшее время. 


Ольга Полобок, руководитель Управления обучения и развития персонала МГУУ Правительства Москвы, коуч, ментор руководителей, экспертов и команд

— Мой выход на работу состоялся во время самоизоляции. Первое, на что я обратила внимание, — это была готовность людей, в том числе моих подчиненных, мне помогать. На второй день работы была встреча с коллегами, во время которой я попросила их рассказать обо всем, что они считают для меня важным. Сотрудники сориентировали меня по всем текущим процессам, в результате у меня получилась карта ключевых людей, с которыми взаимодействует мое управление. Я спрашивала, кто какую функцию выполняет, постепенно стала организовывать встречи с этими людьми, знакомиться, представлять себя, говорить о том, над какими задачами собираюсь с ними работать в первую очередь. Действительная помощь новому сотруднику — это трансляция реальности с опорой на цифры, результаты, цели, которые стоят у вашего направления. 

Важно во время адаптации обращаться к своему личному опыту. Когда один из руководителей брал нового человека к себе в команду, я посоветовала ему вспомнить себя в начале карьеры и отнестись к новичку максимально по-доброму. Это банальный, но действенный совет: относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. И лучше окружить комфортом нового человека — у него и так стресс. Уверена, надо стимулировать поддержку, информированность сотрудников, развивать партнерские отношения в коллективе. 


Олег Борисов, сотрудник Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (Управление контроля на присоединенных территориях) 

— Перед выходом на работу у меня было собеседование с рекрутером и руководителем кадровой службы, потом ряд тестирований, знакомство с руководителем структурного подразделения, беседа с наставником. Поэтому в первый день на должности инспектора я понимал, что и как устроено, хотя мне все равно было немного волнительно — ведь теперь на меня возложены официальные полномочия!  

Но коллеги позаботились о том, чтобы я почувствовал, что меня ждали. Мне заранее подготовили рабочее место — стол, компьютер, настроили все системы. Как новичку мне презентовали welcome pack — ежедневник, канцелярский набор и календарь с эмблемой организации. Обеспечили удостоверением, пропусками и необходимыми для инспектора техническими средствами: видеорегистратор, дальномер.

После выдачи форменной одежды инспектора я окончательно принял свой статус госслужащего, появилось чувство ответственности и дополнительная уверенность в себе.


Мария Пирогова, сотрудник Центра развития карьеры МГУУ Правительства Москвы

— Моя подготовка началась за месяц до выхода на работу: еще во время отбора мне давали реальные задачи Центра развития карьеры в качестве тестовых заданий, а руководитель предоставлял всю необходимую информацию для их подготовки. Непосредственно в первый рабочий день было волнительно и немного страшно. Меня взяли практически без опыта: я очень боялась допустить ошибку, старалась делать все очень внимательно, и первое время это замедляло процесс. Мне нужно было делать то, чего я раньше никогда не делала: связываться со спикерами, готовить сметы, расчетные документы, проводить оплаты. Но благодаря поддержке руководителя, прекрасной обратной связи, помощи коллег я довольно быстро привыкла к своей роли, возникло ощущение, что я на своем месте. 

В первый день выхода мне было организовано рабочее место, выдали приветственный набор канцелярских принадлежностей, коллеги показали, где самый вкусный кофе. Еще один запоминающийся момент: в первый месяц работы у меня был день рождения, и команда подготовила сюрприз — все собрались, сказали много приятных слов, подарили подарок. Я этого не ожидала, и, конечно, было очень приятно! 

Возврат к списку