Soft skills. Что такое «гибкие» навыки и как их развивать для работы

11.10.2021

Что нужно современному специалисту для карьерного развития? Наверняка многие из вас скажут, что это профессиональные знания, релевантный опыт, умение работать с документами и программами… И вы, безусловно, правы. Но в современном мире наряду с ними ценятся и soft skills — «гибкие» навыки. Это личные качества и умения человека, которые не связаны с конкретной специальностью, но помогают хорошо выполнять работу и важны для карьерного роста. Не имеет значения, кем вы работаете — менеджером по проектам, дизайнером, руководителем, — soft skills нужны всем.

Мы расскажем, какие именно навыки будут полезны в любой профессии и как их можно развить, чтобы стать незаменимым работником.

Коммуникативные навыки

Даже если у вас техническая работа за компьютером, которая не предполагает личных встреч с клиентами или коллегами, вам все равно необходимы навыки общения. Попросить выходной у руководителя, аргументировать свою позицию на совещании, передать рабочую задачу в другой отдел — все это невозможно без навыков коммуникации. Кроме того, их развитие поможет приобрести еще один важный soft skill — эмоциональный интеллект.

Как развить эти качества, если вы чувствуете недостаток навыков коммуникации? Все просто — чаще общайтесь. Заводите новые знакомства, встречайтесь с друзьями, говорите с попутчиками в электричке… В рабочих диалогах четко определяйте для себя цель: заключить сделку, доказать свое мнение, рассказать о той теме, в которой вы хорошо разбираетесь. Можно приобщить своих друзей или коллег к развитию и вместе играть в деловые игры и дискуссии.

Полезные книги:
  • «Как разговаривать с кем угодно», Марк Роудз
  • «Переговоры без поражения», Роджер Фишер, Уильям Юри, Брюс Паттон
  • «Привычка работать вместе. Как двигаться в одном направлении, понимать людей и создавать настоящую команду», Твайла Тарп
Обучаемость 

В современном мире почти каждый день появляются новые технологии и программы. Умение быстро реагировать на эти новинки, учиться самому и помогать в этом другим — мощное конкурентное преимущество. Кроме того, это дает вам возможность расширять горизонты своей профессии и расти как специалисту.

Что делать, если чувствуешь, что не можешь обучаться так же быстро, как коллеги? Старайтесь фильтровать информацию. Составьте план и выделите для себя несколько этапов. Выберите те знания, которые точно пригодятся в работе в ближайшее время и сосредоточьтесь на них. Когда понимаете, что хорошо усвоили эту информацию, переходите к тем знаниям, которые могут пригодиться в будущем.

Полезные книги:

  • «Сам себе MBA. Самообразование на 100%», Джош Кауфман 
  • «Век живи — век учись», Дэвид Колб и Кей Питерсен
  • «Будь лучшей версией себя», Дэн Вальдшмидт 

Креативное мышление

Если раньше этот скил был востребован только в творческих профессиях, то сегодня способность мыслить нестандартно высоко ценится на любой работе. Чтобы привлечь клиентов или инвесторов, облегчить работу или вывести свой отдел в лидеры, нужно искать оригинальные решения.

Существует множество упражнений, которые помогут вам развить креативность. Например, «Ассоциации». Необходимо открыть словарь или любую книгу и прочитать первое слово, которое увидите. Старайтесь придумать к нему не менее пяти ассоциаций. Можно превратить это в игру с друзьями или детьми — кто скажет больше. Еще одно интересное упражнение — «Два предмета». Оглянитесь вокруг и выберите два любых предмета. Желательно, чтобы они были вообще не связаны друг с другом. И постарайтесь доказать, что эти предметы очень похожи. 

Чтобы лучше разобраться в теме и развить креативность, смотрите наш вебинар «Как помочь себе развить творческую идею».

Полезные книги:

  • «Взлом креатива. Как увидеть то, что не видят другие», Майкл Микалко
  • «Разрыв шаблона. Как находить и воплощать прорывные идеи», Тина Силиг
  • «Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартно», Эстанислао Бахрах
  • «Креативный класс. Люди, которые создают будущее», Ричард Флорида

Самоорганизация

Умение четко определить задачи для себя и команды важны в любой работе. Тот, кто знает, как грамотно построить свой день и разделить обязанности, добивается больших успехов, чем тот, кто просто «плывет по течению». Для самоорганизации очень важны знания тайм-менеджмента, ведь необходимо четко понимать, сколько времени займут те или иные задачи.

Как развить навык самоорганизации? Нужно научиться составлять план. Заведите блокнот или воспользуйтесь электронными ресурсами и записывайте туда все задачи на день, месяц или год. Обратите внимание, что долгосрочные задачи тоже необходимо разделять. Например, ваша команда готовится к новому проекту. Пропишите себе все этапы, которые необходимо выполнить, чтобы его реализовать. Посмотрите, какие из них лучше делегировать своим коллегам, какие нужно согласовывать с начальником и так далее. И обязательно определите сроки выполнения для каждого пункта. О том, как лучше планировать свое время, читайте в нашей статье.

Полезные книги:

  • «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса», Дэвид Аллен
  • «Полный порядок. Понедельный план борьбы с хаосом на работе, дома и в голове», Реджина Лидс
  • «Миф о многозадачности. К чему приводит стремление успеть все», Дэйв Креншоу

Самопрезентация

Сегодня в каждой профессии очень много действительно хороших специалистов. У каждого есть какой-то уникальный навык, который будет ценить начальство. Но каким бы умным и ответственным работником вы ни были, если вы не можете рассказать о себе и правильно преподнести свои сильные стороны, вас никто не заметит.

Как развить навык самопрезентации? Попробуйте вести блог и рассказывать о своем дне. Если не хотите выставлять это на широкую аудиторию, записывайте короткие видео и отправляйте своим друзьям или родственникам. Можно рассказать о том, что вы сегодня сделали на работе или какое блюдо приготовили. Главное, говорить что-то о себе на видео. Старайтесь записывать все с первого дубля — так вы быстрее научитесь презентовать себя и избавитесь от стеснения. Кроме того, на видео вы сможете посмотреть, чего вам не хватает и как сделать свою речь лучше.

Полезные книги:

  • «Включаем обаяние по методике спецслужб», Джек Шафер, Марвин Карлинс
  • «Как заработать на своем имени. Секреты создания личного бренда», Виктор Елисеев
  • «Говори и показывай», Ден Роэм

Возврат к списку