МГУУ Правительства Москвы осваивает и развивает новейшие VR-технологии

12.12.2019

В МГУУ любой желающий может блеснуть красноречием перед виртуальной публикой. О внедрении в образование технологий виртуальной реальности рассказал на семинаре для представителей столичных департаментов и подведомственных учреждений проректор по повышению квалификации нашего университета Сергей Журихин. Современные тренажеры способны дать интерактивный опыт и обратную связь, чтобы усовершенствовать как узкие, так и общепрофессиональные навыки. «Так что это совсем другая виртуальная реальность, чем та, которую мы привыкли видеть», — подчеркнул проректор. Существуют разные, порой противоположные, оценки возможностей обучения в виртуальной реальности, что порождает ожесточенные споры. Сергей Журихин рассказал, чем же так хорош и эффективен VR.

Передовые исследования подтверждают эффективность VR в активных форматах обучения и отработке навыков. Использование технологий виртуальной реальности дает практически неограниченные возможности симуляции реального опыта, что и является наиболее значимым преимуществом по сравнению с традиционными методами, например, лекциями или дистанционным обучением.

Виртуальный опыт становится все реалистичнее и поэтому не забывается: человек лучше воспринимает информацию. Метод также минимизирует человеческий фактор. Это позволяет совершенствовать учебные программы, ведь можно легко и быстро получить обратную связь от обучаемого. Но самое главное — с помощью VR можно преподать все что угодно: работу на производствах, в лабораториях и в общественных учреждениях.

На семинаре был продемонстрирован тренажер публичных коммуникаций. Надев очки, участник семинара оказывался перед большой виртуальной аудиторией, которая реагировала на речь, жестикуляцию и внимание к себе. В тренажер можно загрузить собственную презентацию, чтобы отработать все детали выступления. В итоге виртуальный оратор получает отчет, в котором будут указаны слова-паразиты, динамика выступления и советы для совершенствования мастерства. Этот тренажер уже успешно используется для повышения квалификации сотрудников Правительства Москвы. Любой желающий также может записаться на это обучение через сайт МГУУ. Тренажер доступен и для корпоративных клиентов.

Использование VR не ограничивается обучением, планируется также проводить оценку имеющихся навыков и экзаменовать сотрудников. Спектр задач, для которых можно применять VR в госсекторе, достаточно широк: уже сегодня предлагаются к разработке и внедрению самые смелые концепты:

  • Для работников транспорта — тренажер контролера, эвакуатора и водителя такси; программы для обучения инструкторов и предотвращения опасных ситуаций на дороге.
  • Коммуникативный тренажер для работников организаций, принимающих граждан — например, МФЦ, регистратур поликлиник и т. д.
  • В коммунальной сфере — тренажер для инструктирования водителей самоходных машин — например, тракторов, проведения их технического осмотра и экзаменации на право управления такой техникой.
  • Для градостроителей — интерактивная визуализация позволит увидеть будущий облик районов или отдельных объектов города, построенных, строящихся и проектируемых.
  • Тренажер отработки публичных слушаний поможет сотрудникам органов власти города для презентации городских инноваций и проведения выступлений сотрудников структур Правительства Москвы.
  • Особенно важными представляются тренажеры по чрезвычайным ситуациям с отработкой сценариев любой сложности, в том числе с высоким риском для здоровья. Сейчас разрабатываются VR-тренажеры для практики эвакуации из горящего ТЦ, тушения пожара и оказания первой помощи.

VR можно использовать не только для сотрудников городских служб, но и в просветительских целях. Например, с помощью этой технологии жители города смогут:

  • совершить путешествие по виртуальной экспозиции любого московского музея;
  • увидеть разные эпохи жизни города в формате интерактивной истории Москвы;
  • увидеть «Город будущего» — Москву 2050 года;
  • обучиться ПДД и даже сесть за руль виртуального автомобиля.

Если раньше виртуальная реальность была уделом гиков и игроделов, то теперь с помощью этого инструмента можно получать настоящий новый опыт практически в любой сфере жизни. Сегодня VR-обучение — единственный метод, позволяющий полностью погрузиться в любую учебную ситуацию, ведь вернуться обратно можно, только сняв шлем.

С другой стороны, эффективность использования виртуальной реальности находится в прямой зависимости от качества оборудования и контента. Использование современнейших VR-шлемов позволяет минимизировать вероятность головокружения или дискомфорта от длительного обучения в тренажерах виртуальной реальности. Прогресс в этой сфере становится все более заметен. «Сейчас уже доступны тренажеры, в которых вы сможете выучить язык в формате симуляции прогулки по городу. То есть в тренажере имитируются и отрабатываются диалоги на различные темы в сценариях взаимодействия с жителями города, которые обращаются к вам на английском, испанском, итальянском, немецком или любом другом языке», — привел один из примеров Сергей Журихин. Ни один другой метод таких возможностей предоставить не может.

МГУУ активно развивает и внедряет VR-технологии в образовательный процесс. Так, в 2020 году в Университете запланировано открытие VR-кампуса, который включит мобильный и стационарный учебные классы, а также VR-лабораторию, где будут создаваться новые тренажеры. Также в лаборатории будет разработана платформа для проведения академического и психологического тестирования, оценки персонала. В 2020 году МГУУ начнет обучать в виртуальной реальности по таким темам, как: коммуникации, эмоциональный интеллект, публичные выступления, обратная связь сотруднику, клиентоориентированное поведение, а также поведение и работа в чрезвычайных ситуациях.

После окончания семинара участники имели возможность опробовать VR-тренажеры на себе. Разумеется, предстоит еще много работы как в технологическом, так и в методологическом плане, прежде чем VR станет повседневным методом обучения. Но эффективность метода, постоянное совершенствование техники и расширение сфер применения гарантирует VR-технологиям большое будущее в образовании.

Возврат к списку