Обмен опытом: как проект стажировки помогает развивать HR-бренд Правительства Москвы

11.12.2018

Программа «Стажировка в Правительстве Москвы» существует уже 8 лет. За это время она менялась, развивалась, оттачивалась и становилась лучше. Теперь ее по праву можно назвать эталоном кадрового молодежного проекта, который смело можно тиражировать в регионах и других федеральных ведомствах. Опытом отбора кандидатов, PR-продвижения проекта и работы со стажерами поделились в Университете Правительства Москвы с участниками ежегодного семинара «Технологии организации молодежных стажировок». В нем приняли участие представители кадровых служб из администрации губернатора Московской области, мэрии Казани, правительства Иркутской области, Роструда и Роспотребнадзора.

Семинар состоялся в рамках проекта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по обмену опытом внедрения на госслужбе современных технологий управления персоналом.

Об истории проекта стажировки, его развитии и в целом о технологии привлечения талантливой молодежи в Правительство Москвы рассказала Нина Филимонова, и. о. директора Центра развития карьеры Университета Правительства Москвы.

Проект стажировки стартовал в 2011 году. Его основная задача — омолодить кадровый состав и развивать HR-бренд московского правительства как молодежного работодателя. За 8 лет в конкурсном отборе приняли участие 30 000 кандидатов, выпускниками программы стали 610 человек (многие из которых продолжают работать на госслужбе). В ноябре 2018 года к работе приступили 200 стажеров уже десятого набора стажировки.

От участников семинара было много вопросов. Они интересовались, чем Правительство Москвы мотивирует молодежь, как отслеживается ход стажировки и качество работы стажеров, какая у них зарплата, куда ребята трудоустраиваются после проекта, как выявляется потребность органов власти в стажерах, кто больше в них заинтересован и как вообще распределяют стажеров по департаментам.

«Мы плотно работаем с кадровыми службами органов власти. У нас есть понимание, чего они хотят. Нам заранее дают информацию, в какие отделы им нужны стажеры, прописывают задачи, определяют наставников. Ребята также говорят о своих пожеланиях, выбирают одно из пяти направлений стажировки, а мы предлагаем им соответствующие органы власти. Срочный трудовой договор оформляется на 9 месяцев, стажеры работают в должности специалиста проекта в сфере городского управления. У нас также есть постпроектное сопровождение. Всех ребят, которые по результатам стажировки не были трудоустроены, мы вносим в кадровый резерв, делаем для них портфолио, предлагаем вакансии», — рассказала Нина Филимонова.

Как студенты узнают о конкурсе и почему хотят стать стажерами? Чтобы донести идею о том, что госслужба открыта для молодых людей, потребовалось немало сил. Нужно было создать бренд, познакомить вузы с этим кадровым проектом, развивать каналы продвижения.

«Мы участвуем в днях карьеры, работаем через соцсети, выезжаем в университеты. У нас накопилась большая база электронных адресов, мы регулярно делаем электронные рассылки с новостями, рекомендациями, как построить карьеру, и актуальными вакансиями. Мы рассказываем о городских проектах, в которых можно принять участие, говорим о том, что молодежь может быть в центре событий, быть новаторами в сфере госуправления. И студентов это очень привлекает. К тому же они получают хороший опыт работы, еще учась в вузе. Для дальнейшего трудоустройства это отличный бонус», — отметила Нина Филимонова.

Большая работа проводится по PR-продвижению проекта. На то, чтобы молодежная стажировка в Правительстве Москвы стала популярной, ушел не один год. Теперь это узнаваемый бренд, который понятен и интересен студентам. Сегодня конкурс на место составляет до 70 человек. Как этого удалось достичь, рассказала Ольга Коваленко, заместитель начальника Управления по связям с общественностью Университета Правительства Москвы.

«В самом начале у проекта не было своего лица. В первую очередь наши дизайнеры создали героя — молодого человека, серьезного и ответственного, который любит свой город и хочет активно участвовать в его жизни. Мы разработали фирменный стиль, начали его использовать в презентациях, листовках, баннерах, соцсетях. На следующий год добавили девушку, т.к. поняли, что по статистике основная часть госслужащих — женщины. Чуть позже мы начали делать видеоролики. В них говорилось, что если ты хочешь связать свою судьбу с городом, сделать его лучше, жить на драйве, то подай заявку и приходи к нам», — прокомментировала Ольга Коваленко.

В 2016 году начали привлекать руководителей органов власти и делать видеоролики с их участием. Они рассказывали о своей работе и приглашали на стажировку. Это был очень позитивный ход для развития имиджа проекта.

«Мы много вложили в развитие социальных сетей, потому что молодежь сегодня получает информацию именно оттуда. Мы продвигаем там видеоролики, новости, развлекательные тесты, которые помогают студентам определиться, к какой работе они больше склонны. Анонсируем старт конкурсного отбора и все его этапы», — отметила Ольга.

Что касается мероприятий, то самое крупное и яркое — это, конечно же, Интерн-пикник. Он проводится ежегодно. В интерактивном формате молодежь знакомится с Правительством Москвы. Выпускники стажировки рассказывают свои истории успеха, проводятся конкурсы. Весной 2018 года стажировку продвигали в рамках проекта «Команда Москвы». Руководители органов власти впервые посещали ведущие вузы столицы и рассказывали студентам о том, как меняется город, какие молодые люди нужны в команду мэра, почему работа на государственной службе сегодня — это очень интересно.

О технологии отбора студентов рассказала директор Центра кадровой диагностики и развития персонала Ольга Жданова. Она отметила, что оценка кандидатов на стажировку для них — это флагманский проект. Из года в год процедура меняется и развивается, используются новые форматы.

Отбор кандидатов проводится в несколько этапов. Сначала необходимо заполнить анкету и написать мотивационное эссе, затем пройти видеоинтервью и онлайн-тестирование. Следующий этап — деловые игры, заключительный — собеседование. Но прежде чем подробно рассказать о них, Ольга Жданова предложила участникам выполнить задание в группах. Она попросила их самостоятельно выстроить разные методы отбора в логичную последовательность, а также продумать способы, которые позволят заинтересовать молодых людей, привлечь к участию в конкурсе на стажировку и не отпугнуть их сложностью отбора.

«Что сделали мы, — продолжила Ольга Жданова. — Нам необходимо было из 5,5 тысячи человек пригласить на стажировку 200. Для этого важно последовательно выстроить методы. На первых этапах подойдут отсеивающие, далее уже нужна более глубокая оценка, чтобы выбрать лучших по заранее сформулированным требованиям. Поэтому сначала обрабатываются анкеты участников, оценивается эссе и его наличие. Анкета содержит формальные данные о возрасте, образовании, опыте работы. Этим требованиям необходимо соответствовать, чтобы пройти на следующие этапы отбора. В эссе студент рассказывает, почему ему проект интересен. Здесь мы с ним не только знакомимся, но и видим, насколько он заинтересован в стажировке. В этом году мы впервые использовали метод оценки видеоинтервью: кандидаты делали запись с ответами на несколько коротких вопросов (например, „Почему я хочу стать стажером Правительства Москвы?“, „За что я люблю Москву?“). Этот формат оказался достаточно информативен. Мы увидели мотивацию и умение себя позиционировать, получили дополнительную информацию о знаниях кандидатов о Москве, об общем уровне культуры речи».

Почти одновременно с видеоинтервью проводилось онлайн-тестирование на аналитические способности. Эти этапы прошли 2880 человек. Затем были деловые игры, в которых участвовали 690 кандидатов. Интерактивный формат помог сделать процедуру оценки увлекательной и динамичной. Ребята участвовали в командной квест-игре, соревновались друг с другом. Это позволило отобрать самых мотивированных, открытых новому ребят, с высоким уровнем надежности в работе, коммуникабельных и готовых к изменениям. Уже после итогового телефонного интервью на стажировку взяли 200 студентов и выпускников вузов.

Прежде чем приступить к работе в департаментах, стажеры проходят вводное обучение, знакомятся со своими кураторами. В течение 9 месяцев стажировки они участвуют в программе развития: для них проводятся тренинги, мастер-классы, командообразующие мероприятия, обменные стажировки. В среднем каждый стажер проходит 10 тренингов и мастер-классов. Все это записывается в портфолио. И если стажер проявил себя с лучшей стороны, у него есть шанс трудоустроиться. Ведь стажировка — это социальный лифт для самой целеустремленной и талантливой молодежи.

Возврат к списку