Вижу цель — не вижу препятствий: в Университете Правительства Москвы стартовал новый тренинг «Ориентация на результат»

06.12.2018

Без грамотного распределения задач, знания инструментов планирования, понимания смысла своего труда и способности мотивировать себя и других невозможно эффективно выполнять поставленные задачи. Как и где найти опору и ресурсы на пути к поставленным целям? Как достичь наибольшей эффективности, не испытав профессионального выгорания? Об этом московские госслужащие узнали на новом тренинге «Ориентация на результат». В пилотном тренинге приняли участие 30 человек.

Каждый орган власти Правительства Москвы выполняет свои функции и стремится к достижению определенных целей: развитию транспортной системы столицы, созданию культурной повестки, обеспечению своевременной уборки мусора и снега, качественному предоставлению услуг и мн. др. Схема довольно проста: есть цель — ее нужно выполнить в поставленные сроки. Для такой работы необходимы сотрудники, способные добиваться результата, невзирая на любые препятствия, быстро, четко, качественно и в срок. Новый тренинг «Ориентация на результат» помогает госслужащим развить в себе этот навык.

«Мы получили большой отклик. Уже на первое занятие к нам пришли 30 человек, что довольно много для такого формата обучения. Это не случайно, ведь ориентация на результат — необходимая компетенция любого успешного человека. Тренинг помогает участникам провести ревизию собственных целей, изучить инструменты планирования, а также понять какой тип мотивации подходит каждому из них», — рассказала одна из разработчиков тренинга, директор центра методологии и разработки образовательных программ Университета Правительства Москвы Зоя Книгницкая.

На тренинге слушатели разбирали виды мотивации, проанализировали свои страхи и движущие силы, затронули тему смысла и ценности своей работы. Они узнали о том, что помогает работать намного эффективней. А в конце отработали в команде задачи, ориентированные на результат: строили самую высокую башню Москва-сити.

«Какая у вас мотивация? Достигать или избегать?»

Одним из важнейших факторов в достижении высоких результатов является мотивация. Для успешной работы недостаточно квалифицированного персонала, у сотрудников должно быть желание не просто трудиться, а быть эффективными в конкретной организации.

Чтобы подробнее разобрать, как возникает мотивация, тренер Елена Соколова предложила участникам вспомнить появившееся недавно на просторах интернета видео о том, как маленький медвежонок изо всех сил старается забраться на высокую снежную гору к матери.

«Разделитесь на команды, а затем, посовещавшись, дайте ответ на вопрос: что с точки зрения мотивации заставило медвежонка лезть на гору? Почему он все-таки смог туда забраться?» — обратилась к участникам тренер.

После четырехминутного мозгового штурма команды начали активно предлагать версии, что его мотивировало присутствие матери, инстинкт самосохранения, страх одиночества, голод, азарт.

Тренер отметила, что все перечисленные участниками причины можно разделить на два типа: побег от чего-либо и путь к чему-то.

«Существует два вида мотивации — достижение и избегание. Часть людей всю жизнь, как этот медвежонок, движутся по направлению к своей цели. Образно эту картину можно представить в виде человека, стоящего у подножия горы, а его жизнь — как постепенный подъем, покорение вершины. Таких людей можно назвать человек-достиженец. Второй образ — человек, одной ногой парящий над глубокой ямой, а на ее дне лежит то, чего он боится, от чего бежит всю жизнь. Этот тип называется человек-избеженец», — отметила Елена Соколова.

Согласно исследованиям психологов, в процентном соотношении все человечество на 10-20% состоит из достиженцев, а остальные 80% подталкивает мотивация избегания. Тренер предложила участникам себя продиагностировать — попытаться определить, к какому типу относится каждый из них. Она отметила, что только четко осознавая собственную мотивацию, можно влиять на результативность:

«Чтобы понять, кто вы, ответьте для себя на вопрос, какие задачи в работе вас обычно мотивируют», — предложила тренер.

По ее словам, достиженцы всегда с удовольствием берут сложные, но реализуемые задачи. А людей-избеженцев мотивируют либо легкие задачи, либо вовсе недостижимые. Узнав, кто есть кто, участники получили подробные рекомендации, как сделать работу коллектива эффективней. Спикер отметила, что при распределении обязанностей стоит помнить, что достиженцы — люди активных действий, они настойчивы, смотрят вперед, но не всегда соизмеряют ресурсы. Избеженцы, напротив, заранее видят риски и подводные камни, они хорошие реализаторы, надежные и предусмотрительные.

«Нужно всегда заканчивать вашу речь мотивацией достижения»

Слушатели также посмотрели фрагмент мультфильма «Приключения пингвиненка Лоло». На экране они увидели сцену, где воспитатель учила маленьких пингвинов бегать. На этом примере тренер показала, как правильно мотивировать не только себя, но и коллег, подчиненных:

«Заметьте, как воспитатель обратилась к своим подопечным. Она сказала, что ребята будут тренироваться, чтобы быстро бегать. Она не стала пугать их опасностью, рассказывать о том, что если они не научатся быстро передвигаться, их поймает хищная птица. Если вы хотите мотивировать человека, нужно всегда, заканчивать вашу речь мотивацией достижения, как это сделала она», — отметила она.

«Превращая ямы в горы»

У каждого человека есть ряд нереализованных целей. Все дело в страхах, которые его тормозят. Зачастую эти ограничения могут мешать в работе и построении карьеры. Например, страх выглядеть глупо и быть непонятым мешает подчиненному представить собственные идеи начальнику. Тренер предложила участникам поработать со своими страхами в парах:

«Сейчас будем исследовать ваши ямы, а затем превращать их в горы. Вспомните свои страхи, которые вас блокируют в достижении результата, заставляют оставаться на месте. Теперь выберите одну из этих ям и постарайтесь превратить ее в гору. Поделитесь информацией друг с другом, постарайтесь помочь найти выход своему партнеру», — предложила Елена Соколова.

Она отметила, что только научившись бороться с собственными страхами, можно значительно улучшить свои результаты во всех сферах жизни, будь то работа, хобби или взаимоотношения.

«У меня есть страх летать на самолете. Но при этом я очень хочу путешествовать. Мой партнер посоветовал несколько путей решения: научиться управлять самолетом самой, выбирать более безопасные компании и маршруты, начать изучать психологические приемы, помогающие справляться со стрессом и паникой. Чтобы я превратила полет на самолете в гору, которую постепенно можно покорить, а не в яму», — поделилась одна из участниц.

«Ищите свои смыслы, то, что вас мотивирует»

Не менее важная категория для плодотворной работы — смыслы и ценности. Тренер отметила, что человек, четко понимающий смысл своего труда, работает намного эффективней, а к делам подходит ответственней:

«Представьте ситуацию: дворника попросили выкопать три ямы, расстояние между которыми должно быть не менее метра. Возникает ли у него вопрос, зачем эти ямы нужны, или он просто сделает свою работу? Если интерес возникает, это говорит о степени зрелости трудовой мотивации. Согласитесь: если бы ему дали информацию, что в ямы будут высаживать деревья дети на инвалидных колясках, он никогда бы не сделал расстояние между ними меньше, отнесся бы к работе куда серьезнее. Все дело в понимании смысла своей деятельности», — рассказала она.

Спикер рассказала, что желание сотрудника трудиться напрямую зависит от пирамиды смыслов, в подножии которой — индивидуальные интересы, на втором ярусе — интересы всего отдела, трудового коллектива, на третьем — организации в целом, а на самом высоком — важность его работы для города и всех людей.

«Если люди будут видеть смысл в своей работе, то будет расти и эффективность. Только осознанный труд дает ощущение полезности и ценности. Профессиональное выгорание есть везде, но если ты работаешь ради того, чтобы получать зарплату, перегоришь в разы быстрее. Ищите свои смыслы, что вас мотивирует», — обратилась к участникам тренер.

Также эффективная работа просто невозможна без умения четко ставить цели и следовать им. Слушатели разобрали концепцию достижения целей ДИСКО. Она учит превращать мечты в цели, разбивая их на конкретные составляющие: достижимость, измеримость, согласованность с другими целями, конкретность, определенность во времени.

А в финале участники доказали свою результативность на деле, построив проекты самой высокой башни Москва-сити в сжатые сроки и в условиях ограниченных ресурсов. Азарт и энергия, креатив и командная работа позволили создать настоящие шедевры, не похожие один на другой.

В конце занятия слушатели поделились своими выводами и открытиями. Они наметили себе план действий, которые внедрят в свою жизнь в ближайшее время.

Отзывы слушателей:

Наталия Симатова, советник Приемной Правительства Москвы:

«Все мы хотим улучшать свои результаты, быть эффективнее, успешнее — думаю, поэтому сегодня здесь так много госслужащих. Я давно хотела узнать о концепции достижения целей ДИСКО. Сегодня мне такая возможность представилась. Очень полезный и интересный тренинг, я довольна».

Кристина Жигачева, советник Приемной Правительства Москвы:

«Мне нравится такой формат обучения, он нескучный, но при этом очень содержательный. Преподаватель блестяще вовлекает в упражнения, приводит примеры из жизни. Все довольно доступно, эмоционально и очень полезно. Я довольна».

Анастасия Зимина, ведущий специалист по взаимодействию с населением управы района Зюзино:

«Увлекательный тренинг, было много практических заданий, которые помогли каждому разобраться в себе».


Возврат к списку