Василий Фивейский: «Помимо экономии бюджетных средств, перед нами стоит задача повышения репутации»

28.06.2018


Еще одна интересная и важная тема обсуждалась во время обучения госслужащих по федеральной программе «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров». Она была посвящена технологии оценки коррупционных рисков в сфере закупок. Об этом рассказала команда экспертов, которые занимаются вопросами отбора и оценки чиновников, работающих в контрактных службах Москвы. Ректор Университета Правительства Москвы поделился опытом столицы, а коллеги из Департамента города Москвы по конкурентной политике наглядно показали, как проводится работа с полиграфом.

Университет Правительства Москвы по праву считается экспертной площадкой в решении вопросов обеспечения органов власти подходящими кадрами. Отбор и оценка персонала для столичного правительства ведется с 2011 г. За это время накоплена аналитика, прописаны процедуры, разработаны нормативные документы и система мотивации.

Многое делается именно для сферы государственных закупок, поскольку их эффективность — ключевой фактор стабильности бюджета и экономии расходов. Во многом это зависит от людей, которые работают в контрактных службах.

«Все этапы закупочного процесса должны проводить подготовленные и проверенные люди. И от того, как мы их отберем, обучим и оценим, настроим качественно систему мотивации, зависит эффективность работы системы в целом», — сказал слушателям программы ректор Университета Правительства Москвы Василий Фивейский.

В рамках создания контрактных служб появились новые кадровые задачи. Здесь должны работать профессионалы с высоким уровнем правосознания. Поэтому повысились требования к личностно-деловым качествам сотрудников. Кроме того, они обязаны иметь высшее или дополнительное образование в области закупок, должны понимать, как эффективно планировать, реализовывать закупки, контролировать сроки исполнения и отвечать в целом за результат.

Таким образом, кадровое обеспечение закупок включает в себя четыре направления работы:

— отбор (формирование реестра специалистов, опрос с применением полиграфа, проведение оценочных мероприятий методом ассесмент-центра);
— обучение (программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, магистратура, дистанционные курсы);
— ротация (по результатам полиграфа и оценки);
— оценка эффективности (построение рейтинга органов власти и премирование).

«Все, кто занимается в Москве закупками, попадают в специальный реестр. Для этого недостаточно только желания руководителя, нужно иметь соответствующее образование, пройти ассесмент и полиграф. Эти три составляющие закреплены нормативно. Это необходимые условия, чтобы быть в реестре и заниматься этой деятельностью», — пояснил Василий Фивейский.

Чтобы оценить эффективность работы с закупками, строится рейтинг органов власти как главных распределителей бюджетных средств.

«Из этих рейтингов мы берем ряд органов власти, которые заняли верхние строчки. И уже затем изучаем эффективность вглубь: оцениваем вклад конкретных сотрудников и премируем их. Оценка результативности проводится два раза в год».

Это делается для повышения мотивации и снятия коррупционных рисков. Используются расчеты таких показателей, как «Качество торгов», «Интенсивность», «Общая оценка эффективности», «Коэффициент безупречного стажа».

«Если мы не будем правильно, внятно и прозрачно мотивировать, то полноценно система работать не будет. Помимо экономии бюджетных средств, перед нами стоит задача повышения репутации», — подчеркнул Василий Фивейский.

Он также перечислил результаты внедрения системы оценки эффективности:
— снизились коррупционные риски по данным опросов на полиграфе;
— руководители уделяют больше внимания работе комиссий;
— увеличилась посещаемость заседаний членами комиссий;
— повысилось качество подготовки конкурсной документации;
— наблюдается рост запросов на обучение в области размещения заказа на 20%.

«У нас тройной контроль проверки результатов полиграфа»

Центр оценки и полиграф — это две основные процедуры отбора специалистов и руководителей контрактных служб. Результаты проверок госслужащих на детекторе лжи озвучил начальник первого отдела Департамента города Москвы по конкурентной политике Сергей Раскатов.

С 2012 года было проведено 8000 проверок на полиграфе, из них 1400 — в 2017 г. За 6 лет наблюдается положительная динамика снижения коррупционных факторов риска. В «красную зону» (с высоким фактором риска) сейчас попадает незначительный процент. Если в 2012 г. их было 19% от общего числа исследуемых, то к 2017 г. этот показатель снизился до 1,2%. Этого удалось достичь за счет внедрения технологий отбора, оценки и ротации.

«Что такое красная зона? Вам задают вопрос: „Вы когда-либо получали крупное незаконное денежное вознаграждение?“ Если вы отвечаете „нет“, а у вас есть реакция и она повторяется несколько раз (даже после того, как вопрос сформулирован по-другому), то вы попадаете в красную зону. Сразу скажу, у нас тройной контроль. Если человек проходит опрос и у него есть проявления фактора риска, то его сажают к другому специалисту. Потом на экспертном совете мы смотрим, что это: артефакт, случайная ошибка или действительно фактор риска. О результатах опроса мы сообщаем руководителям письменно», — рассказал Сергей Раскатов.

«Беседа с использованием полиграфа всегда проходит тет-а-тет»

Работа полиграфологов именно в сфере госзакупок началась в 2010 г., эта была первая проба. И за один год было выявлено порядка 30-40% людей с различными факторами риска. Тогда приняли решение и дальше использовать полиграф. Для этих целей был организован специальный отдел. Сейчас в нем работают 7 полиграфологов, в том числе Наталья Ткачева, начальник отдела психофизиологических исследований ГБУ г. Москвы «Сервисный центр 44». Она отметила, что профотбор на госслужбе с применением полиграфа пока используется только в трех городах — Москве, Санкт-Петербурге и Казани.

«Самый главный вопрос: что же мы проверяем? То, что мы изучаем, условно разделили на две составляющие: социальные факторы риска и коррупционные», — сказала Наталья Ткачева.

К социальным факторам относятся:
— вредные привычки (алкоголь, наркотики, азартные игры), в случае если они не мешают выполнению работы;
— совершение уголовно наказуемых деяний, оставшихся нераскрытыми;
— связь с противоправными структурами;
— подделка личных документов;
— скрываемые проблемы со здоровьем.

Коррупционные факторы риска:
— незаконное получение денежных вознаграждений (взятка, откат, «благодарность»);
— подделка служебной документации;
— нарушения ФЗ-44.

Как проходит проверка на полиграфе? Человек должен дать письменное согласие, подписать соответствующие документы. Перед началом опроса важно оценить его эмоциональное состояние.

«Перед тем как начать тестирование, всегда проводится беседа. Чаще всего она проходит дольше, чем сам опрос, примерно 1-1,5 часа. Чтобы разговорить человека, нужно задавать правильные вопросы. Также полиграфолог должен владеть профессиональной терминологией закупщиков и понимать то, что он спрашивает».

Госслужащие с интересом выслушали спикера и задали ряд вопросов: например, каковы требования к проведению опроса. Наталья Ткачева ответила, что беседа всегда проводится тет-а-тет, также есть строгие правила в отношении помещения.

Еще один вопрос касался образования полиграфологов. Эксперт прокомментировала так: «Полиграфолог, как правило, имеет психологическое, медицинское или юридическое образование. Затем он должен получить специальное образование по работе с полиграфом. В целом это многоступенчатое обучение. Кроме того, специалист должен иметь социальный опыт, чтобы понимать, как задавать вопросы. И в среднем нужно 5 лет, чтобы набраться хорошего опыта».

В заключительной части Наталья Ткачева провела проверочный тест. Она рассказала, как будет задавать вопрос, какие показатели будут фиксироваться, на какие психофизиологические реакции стоит обратить внимание. Затем с участием одной из слушательниц было наглядно показано, как проходит процедура опроса, — и коррупционных факторов выявлено не было.

Справка:

Обучение слушателей Федеральной программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010–2018 годы)» Университет Правительства Москвы проводит с 21 мая по 5 октября 2018 г. В обучении принимают участие 135 госслужащих со всей России.

Программа разработана для базового и перспективных уровней резерва управленческих кадров. Подготовка и переподготовка резерва организована по модульному принципу. В нее входят проектно-аналитические сессии, коммуникационные мероприятия, зарубежные стажировки, а также встречи участников с представителями политического и экономического сообщества.

Координатором федеральной программы является Аппарат Правительства Российской Федерации, государственным заказчиком — Минтруд России.

Возврат к списку