Константин Царанов: «Тренд современного образования – обучение через всю жизнь»

27.06.2018

Университет Правительства Москвы, на протяжении последних трех лет принимает активное участие в открытых конкурсах, которые проводит Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы для обучения пенсионеров компьютерной грамотности, а также в проекте Мэра Москвы «Московское долголетие», в рамках которого создан «Московский Серебряный университет». Кроме того, Университет с 2017 года реализует программу профессиональной переподготовки для социальных работников «MPA — управление в социальной сфере» и курсы повышения квалификации по развитию управленческих навыков для руководителей центров социального обслуживания и служб занятости населения Москвы. С чем связана востребованность новых образовательных продуктов, рассказывает директор Центра развития здравоохранения и социальной сферы Университета Правительства Москвы Константин Царанов.

— Константин, расскажите подробнее о программах, которые сегодня реализует Университет Правительства Москвы для социальной сферы.

— Наш университет с 2015 г. активно участвует в разработке и реализации образовательных программ для социальной сферы Москвы. Они разные. У нас есть годовая программа профессиональной переподготовки «MPA — управление в социальной сфере» для руководителей центров социального обслуживания и их заместителей. Также для них есть курс повышения квалификации «Эффективный руководитель организации социального обслуживания» (продолжительностью 72 часа).

Кроме того, мы обучаем и руководителей служб занятости по программе «Эффективный руководитель в сфере занятости населения» (продолжительностью 36 часов).

В 2016 и 2017 гг. Университет стал победителем открытого конкурса «Оказание образовательных услуг по обучению компьютерной грамотности неработающих пенсионеров, являющихся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности в г. Москве». Для нас это был первый крупномасштабный проект в области обучения людей категории 50+. В сотрудничестве с СО НКО «Центр развития социальных технологий Серебряный возраст», которая обладает значительной экспертизой в области обучения старшего поколения, мы создали адаптированную программу, учебные материалы, обучили преподавателей особенностям андрогогики и, в результате, получили восторженные отзывы наших слушателей. Обучение так затягивало людей, что многие хотели продолжить его. Им были интересны новые программы, сервисы и мобильные приложения. И вот в 2018 году стартовал проект Мэра Москвы «Московское долголетие», в рамках которого мы запустили программу обучения «Смартфон для повседневной жизни», а кроме этого еще 7 интересных программ.

«Почему обучаем людей 50+? Это наша социальная миссия»

— С чем связано желание Университета участвовать в таких проектах?

— Тренд современного образования — обучение через всю жизнь. Наша экспертиза в этом серьезно растет. Благодаря тому, что в коридорах нашего Университета мы встречаем людей разных возрастов, создается другая, необычная, правильная атмосфера. Все теперь знают, что учиться никогда не поздно. Мы видим, что у людей старшего поколения очень высокая образовательная активность. В их обучении большие перспективы.

К тому же, участие в городских проектах — это наша социальная миссия. Мы не только помогаем, но и сами развиваемся.

— С чего все началось в обучении москвичей старшего поколения?

— В 2016-2017 гг. мы обучили 6 тысяч пенсионеров по программе базовой компьютерной грамотности. Нам удалось наработать большой опыт в этом направлении. Обучение проводим в сотрудничестве с некоммерческой организацией «Центр развития социальных технологий „Серебряный возраст“», которая в Москве развивает возможности для людей 50+, оказывает содействие в их трудоустройстве, помогает в социализации.

— А затем запросы на какие темы вы получили?

— Мы учили компьютерной грамотности два года. По традиции обучение завершилось сбором обратной связи. Мы увидели, что люди еще хотят изучать мобильные устройства, лучше знать Интернет, мессенджеры, социальные сети, городские приложения. Хотят понимать, где и что искать на сайте Пенсионного фонда России. Эти темы мы запустили в 2017 году в сотрудничестве с Департаментом информационных технологий, уже в рамках «Серебряного университета».

Был запрос на программы, связанные с покупками в интернете, финансовой грамотностью, созданием видеопродукта (особенно он был высок от тех, кто путешествует, люди хотят снимать, монтировать и выкладывать видеоролики).

В этом году мы реализуем 7 программ:
— «Бояться нельзя, пользоваться, или Смартфон для повседневной жизни»
— «Управление многоквартирным домом»
— «Английский для гида по Москве»
— «Основы активного долголетия: большие возможности серебряного возраста»
— «5 шагов к волонтерству в серебряном возрасте»
— «Наше наследие: хранители истории» (в разработке)
— «Кассир билетный» (запускается в сентябре)

Обучение в рамках «Серебряного университета» стартовало 17 апреля 2018 г., его уже прошли порядка 600 человек, еще 120 учатся.

— Сколько пожилых москвичей пройдут обучение в Университете Правительства Москвы в этом году?

— В течение года планируем обучить 2000 человек.

— Чему слушатели учатся на этих программах?

— В рамках программы «Бояться нельзя, пользоваться, или Смартфон для повседневной жизни» в Университете Правительства Москвы, например, проходит мастер-класс «YouTube в нашей жизни». Слушатели учатся заводить аккаунт, создавать свой канал, загружать видео, вести прямой эфир и немного монтировать видеоролики с помощью инструментов Youtube.

Кроме того, в этой программе рассказываем про социальные сети, мессенджеры (WhatsApp, Viber, Skype и др.), как пользоваться городскими сервисами через приложения и т. д. Наша задача — показать современные возможности для коммуникации и научить ими пользоваться.

По программе «Бояться нельзя, пользоваться, или Смартфон для повседневной жизни» обучение прошли 40 групп (это более 500 человек).

Курс «Управление многоквартирным домом» учит, как работать с порталом «Электронный дом», который был запущен в феврале 2018 г. Он упрощает общение между соседями и помогает решать между собственниками жилья вопросы управления МКД, проводить онлайн-голосования, запускать уведомления о нововведениях в доме через приложения, электронную почту или СМС.

В рамках этой программы мы рассказываем, как работать с новым сервисом, какие у него есть возможности, как, не выходя из дома, проводить собрания, опросы и голосования (например, нужно ли устанавливать в лифтах камеры видеонаблюдения или ставить во дворе шлагбаум).

У нас есть потрясающая группа слушателей, которые учатся английскому языку, чтобы быть гидами по Москве. Они задорны и очень активны, мечтают проводить экскурсии, которые будут интересны и полезны. Знают много о нашей столице и хотят поделиться с другими. Кроме английского языка, они изучают историю Москвы. Обучение у нас уже прошли 2 группы (30 человек).

На психологическом факультете у нас сейчас учатся 30 серебряных волонтеров по программе «5 шагов к волонтерству» (всего в течение года мы планируем обучить 200 человек). Главная цель занятий — социальная ориентация и вовлечение москвичей пенсионного возраста в активную общественную деятельность, а также расширение их возможностей для самореализации. По окончании курса они смогут быть волонтерами на спортивных и культурных мероприятиях Москвы.

Отдельно отмечу особую популярность курса «Живопись с нуля (правополушарное рисование)». При заявленной группе в 20 человек, на занятие приходит 30!

Мы видим большой интерес и желание учиться, получаем запрос на более глубокое изучение предложенных тем. Это очень приятно.

— Какие преимущества у наших программ в обучении старшего поколения?

— У нас очень серьезный отбор преподавателей. Они должны не только владеть материалом, но и понимать, как учить пожилых людей, т. к. подходы к их обучению другие. Необходимо учитывать психологические и физические особенности возраста. Здесь нельзя обучать с точки зрения наставника, который знает больше других. Меньше теории, больше игры и практических занятий.

Мы специально готовим раздаточный материал по каждому курсу. Он тоже с особенностями. Текст должен быть очень понятным и простым, хорошо напечатан. Буклет должен хорошо сохраниться, поскольку он используется и после обучения как инструкция. Наши слушатели его перечитывают, используют еще много раз. И даже потом передают своим друзьям.

В обучении мы используем самые актуальные и востребованные темы. Например, почему учим работать в социальных сетях? Сегодня почти у всех органов власти есть страницы или группы в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграме, Youtube и т. д. Чем больше людей смогут найти полезную для себя информацию через соцсети и использовать ее, тем лучше всему городу. Перевод госуслуг в электронный формат или запись в поликлинику через ЕМИАС — тоже очень удобно. Поэтому всем сейчас просто необходимо уметь пользоваться электронными сервисами через телефон («Наш город», «Электронный дом», приложения Яндекс — карты, метро, транспорт и многое другое).

Как этому научиться быстро? Как сделать, чтобы слушатели все поняли? Для этого мы разработали специальный учебник. Он очень удобен. В нем показано пошагово, как работать с планшетом или смартфоном, какие у него есть функции, какие есть приложения для отдыха, как выкладывать фотографии и видео в социальные сети и т. д.

«Мы готовим сотрудников социальной сферы к новым вызовам»

— С чем связан запрос на обучение управленческих кадров в социальных службах города?

— По заказу Департамента труда и социальной защиты мы обучаем как руководителей центров социального обслуживания, так и районных отделов трудоустройства Центра занятости населения Москвы. Это связано с изменениями, которые начинают происходить в этой сфере.

Управленцев районных отделов трудоустройства (служб занятости) мы обучаем новым подходам в работе с населением, рассказываем о международном опыте, делаем акцент на комплексном подходе к решению проблем безработных. Это мы делаем по программе «Эффективный руководитель в сфере занятости населения».

Важно, чтобы специалисты обращали внимание не только на профессиональную квалификацию человека. Необходимо увидеть те проблемы, которые мешают ему найти работу. Это может быть связано со здоровьем, трудностями в семейных отношениях или жильем. А значит, сотрудники отделов трудоустройства должны взаимодействовать с другими ведомствами и учреждениями. Конечная цель — помочь человеку решить проблемы, найти ему работу, чтобы он в итоге жил благополучно и платил налоги.

Во время обучения мы как раз и показываем, как правильно сотрудничать с другими подразделениями. Это новый формат работы для них. Межведомственное взаимодействие, конечно, регламентируется документами, они разрабатываются, и мы об этом говорим. Но в этой работе еще помогают и навыки коммуникаций. Здесь важно развивать умение работать в команде, налаживать хорошие деловые взаимоотношения.

Также мы учим основам управления коллективом и проектами, рассказываем про эмоциональное лидерство и клиентоориентированность, делимся практиками эффективного командообразования, отрабатываем приемы по разрешению конфликтов и управлению стрессом.

По программе «Эффективный руководитель в сфере занятости населения» обучение прошли уже три группы (60 руководителей районных отделов трудоустройства и их заместители).

— С чем связана потребность в развитии руководящего состава именно в русле клиентоориентированности и межведомственного взаимодействия?

— Как я уже говорил, там грядут изменения. Надо менять подходы к работе, расширять функционал. И начинать надо, естественно, с руководителей, именно они потом внедряют в коллективе новые знания и принципы.

Необходимо сделать так, чтобы люди, приходя в службу занятости, чувствовали, что им хотят помочь. Это самая сложная история. И второе — чтобы сотрудники научились работать с другими ведомствами, вели с ними конструктивный диалог.

История одного окна в центрах «Мои документы» показала, что горожанам это нравится. Не надо ездить по разным учреждениям за получением разных госуслуг.

Со службой занятости должно быть точно так же. Человек один, и оказывать ему помощь надо в одном месте. Так работает весь мир. Служба занятости — это не просто место, где ставят на учет, оформляют пособие по безработице и помогают в трудоустройстве. Здесь должны заниматься комплексным решением проблем людей. Поэтому и готовят персонал к новому формату работы.

— Руководители центров социального обслуживания учатся по годовой программе «MPA — управление в социальной сфере». Почему им предложен вариант профессиональной переподготовки?

— Управление — это процесс, который требует постоянного развития и совершенствования. Требования к руководителям, к эффективности их организаций растут, изменения происходят на огромной скорости. Необходимы знания по вовлечению персонала, повышению мотивации и развитию навыков сотрудничества, а также по выстраиванию бизнес-процессов в организации и построению культуры клиентоориентированности. Это очень объемный материал, который невозможно изучить за короткий отрезок времени. Поэтому Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы мы и представили годовую программу.

— Когда стартовало обучение по этой программе?

— Эту программу мы запустили в октябре 2017 года. Первый выпуск из 30 человек состоится в октябре 2018 года.

— Чему учите по этой программе?

— Мы учим разрабатывать стратегию организации социальной сферы, сохранять эффективность при повышенных нагрузках, выстраивать в организации продуктивную рабочую среду, позволяющую проходить кризисные ситуации. Также упор делаем на развитие управленческих навыков. В рамках обучения проходят не только лекции, семинары и тренинги. Наша программа построена на изучении реальных кейсов и обмене опытом с экспертами. Т. е. в целом в ней заложена подготовка нового поколения управленцев, обладающих современными знаниями, умениями и навыками.

— Для чего это необходимо? Какие новые задачи стоят перед руководством центров социального обслуживания?

— Центры социального обслуживания помогают тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, содействуют в социальной реабилитации и адаптации, помогают инвалидам и людям преклонного возраста.

Сегодня концепция их работы также меняется, внедряются новые услуги в обслуживании населения, создаются новые условия для повышения эффективности деятельности.

Чтобы развиваться, центры соцобслуживания должны сегодня предоставлять не только бесплатные услуги для определенной категории людей, но и платные — для тех, кто готов платить (например, выгулять собаку, забрать ребенка из школы и т. д.). Услуги должны быть востребованными. Для этого мы учим повышать их качество, даем навыки работы с персоналом в новых условиях, рассказываем, как мотивировать персонал.

— Какие перспективы? Что еще нового будет внедрять Центр развития здравоохранения и социальной сферы Университета Правительства Москвы?

— У нас много планов по дальнейшему обучению руководителей социальной сферы и пенсионеров. Мы хотим запускать новые тренинги, стратегические сессии, семинары, развивать и улучшать программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Беседовала Евгения Димчук

Возврат к списку