Эксперты отобрали лучших кандидатов для работы в некоммерческом секторе и обсудили портрет идеального благотворителя

24.06.2016

В мае стартовал открытый конкурс в кадровый резерв для ресурсных центров НКО Комитета общественных связей города Москвы — «Таланты для добрых дел». Ресурсные центры должны обеспечить поддержку всем инициативам столичных общественных организаций. На конкурс было подано около 3 тыс заявок, и первые счастливчики дошли до очной оценки. За открытым этапом конкурса смогли понаблюдать СМИ. А вечером того же дня, на открытых дебатах, представители НКО и бизнеса обсудили, каким должен быть идеальный руководитель некоммерческого сектора: жестким менеджером или сострадающим человеком.

В 2014 году общественные организации России оказали помощь более 20 млн человек. Среди адресатов: пожилые люди, инвалиды, дети из неблагополучных семей и многие другие незащищенные слои населения. Уже сейчас благотворительные организации взяли на себя функции государственных социальных услуг, быстро и адресно помогая горожанам. При этом по статистике в 70% НКО в штате работают меньше 5 человек. Поэтому сотрудникам нередко требуется помощь: найти помещение для мероприятия, решить юридические вопросы, прорекламировать себя. Специально для такой разносторонней поддержки общественных организаций и создаются ресурсные центры. Их основная задача — сделать так, чтобы социальные услуги нашли своего потребителя. Ресурсные центры предоставляют помещения во временное пользование НКО, консультируют, проводят мастер-классы и семинары, организовывают социальные мероприятия. Для решения таких разноплановых задач сотрудники центров должны иметь знания и навыки по обработке информации о третьем секторе, уметь решать специфические задачи, быть инициативными и сочувствующими одновременно.

Для непредвзятой оценки кандидатов Университетом Правительства Москвы были приглашены независимые кадровые эксперты. Среди них: разработчики эксперты и так называемые ресерчеры. Ресерчеры мониторят рынок труда, отсматривают анкеты и резюме как с talent.mos.ru, так и с крупных кадровых порталов, например, HeadHunter, и рекомендуют наиболее перспективных кандидатов. Разработчики пишут вопросы и задания для очного этапа отбора. А эксперты уже непосредственно смотрят на поведение людей на собеседовании и деловой игре. Руководит командой эйчаров Сергей Умнов.

«Сегодняшняя оценка кандидатов состоит из нескольких этапов, — комментирует Умнов. — Сначала они представляются — тут мы проверяем, насколько чётко человек может донести информацию о себе и своей идее, способен ли он держать удар, находчив ли, позитивен ли. Затем мы предлагаем тему для группового обсуждения. Тут становится видна включённость: кто-то сыпет предложениями, а кто-то остается в стороне. Также сегодня участникам предстоит решить задачи, которые выявят их организаторские и лидерские качества. Естественно, все это мы оцениваем сквозь призму портрета идеального кандидата, который сформулировал Комитет общественных связей. Участникам уже повезло, что они дошли до очного этапа. Из почти 3000 заявок, к онлайн-тестированию были допущены только 277 человек».


На открытом этапе оценки кандидаты должны были решить кейс из жизни НКО. В качестве экспертов-оценщиков были приглашены Антон Лопухин, директор Московского дома общественных организаций, Кирилл Сомов, представитель благотворительного Фонда Константина Хабенского и и.о.ректора Университета Правительства Москвы Василий Фивейский.


«Нашей командой был разработан кейс, основанный на реальной ситуации, с которой мы столкнулись некоторое время назад, — рассказывает Кирилл Сомов. — Правильно его решить можно только сообща, чётко зная свою роль. Иначе результата добиться будет очень сложно».


«У нас с вами была уникальная возможность понаблюдать за тем, как профессионалы в своей области находили выход из сложных жизненных ситуаций. Я всегда говорю, что любая оценка — это испытание на примерах, поэтому я хочу, чтобы наши участники прониклись историей кейса, который мы им дали и эффективно использовали все свои знания и умения, — отметил Антон Лопухин.

ин
Антон Лопухин

На решение кейса участником отводилось фиксированное время — 15 минут, за которое им предстояло полностью разобраться в ситуации и выбрать наиболее подходящий вариант решения. После презентации своих программ участники обменялись вопросами и выслушали комментарии экспертов.

«Для меня важно то, как раскрывается в команде каждый участник, — комментирует Василий Фивейский. — Не скрою, сразу же видно тех, у кого за плечами огромный опыт, а кто только пробует себя в этой сфере. Но не скажу, что первые обязательно имеют преимущество над „новичками“ — напротив, мне было интересно наблюдать за теми, кто не может похвастаться опытом, но делает всё спокойно и так, как считает нужным».


Василий Фивейский

Стоит отметить, что среди участников оценки — кандидаты с совершенно разным профессиональным бэкграундом. Кстати, все соискатели обладают высшим образованием, а больше половины — и вторым дипломом. Гендерное соотношение кандидатов примерно равное: с НКО хотят работать 55% мужчин и 45% женщин. Что примечательно, на должность руководителя ресурсного центра претендуют и молодые люди — 27% заявок пришли от кандидатов от 25 до 35 лет. Кстати, каждый четвертый представитель молодежи имеет волонтерский опыт.

После открытой оценки и отбора лучших кандидатур, эксперты и руководители некоммерческих организаций собрались для открытых дебатов в МИА «Россия сегодня». Модератором стала председатель Комитета общественных связей Александра Александрова.

«Мы выдаём субсидии некоммерческим организациям, стараемся всячески поддерживать их инициативы, — говорит Александра Александрова. — Однако, хочется видеть больший прогресс в деятельности НКО, главным ресурсом которых являются люди. Поэтому Правительство сделало проект „Таланты для добрых дел“. Мы ищем лучших специалистов некоммерческого сектора, чтобы деятельность общественных организаций стала еще эффективнее».


Александра Александрова предложила оппонентам обсудить, каков же портрет идеального руководителя благотворительной организации: это жесткий менеджер или душевный и сострадающий человек.

«С моей точки зрения, самое главное — найти себе хорошего заместителя, хотя раньше мне казалось, что я могу делать все сама. Сострадание — это отправная точка, если вы не сострадаете и не испытываете чувство эмпатии к чужим бедам, у вас не получится ничего. Но теперь у меня есть и человек, который профессионально занимается менеджментом и говорит, что конкретно нужно для решения проблемы. Важна команда — это самое главное в работе НКО», — сказала известная актриса и телеведущая, директор Фонда помощи женщинам и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию Яна Поплавская.


Яна Поплавская

Генеральный директор благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева полагает, что НКО должны иметь эффективный и результативный менеджмент, при этом команда должна быть объединена системой ценностей.


Оксана Орачева

В свою очередь президент благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-единение»Дмитрий Поликанов определил задачи менеджмента НКО как «деятельное сострадание»: «80% НКО занимаются тем, что проводят образовательные и развлекательные мероприятия, их сотрудникам сострадание не нужно. А тем организациям, которые работают с подопечными, сиротами, инвалидами, — душевная чуткость важна и необходима. Мы обычно приравниваем сострадание к жалости. Но просто жалеть и плакать недостаточно. Я — за деятельное сострадание, ведь любые эмоции — это мощная мотивация».


Дмитрий Поликанов

«В работе людей должна присутствовать культура милосердия», — добавила президент фонда «Подари миру любовь» Елена Мозенкова.


Елена Мозенкова

Речь на дебатах шла не только о том, какими качествами должен обладать лидер НКО, но и какие инструменты следует использовать, чтобы эффективно и результативно выстраивать работу. Участникам дискуссии предложили решить конкретные кейсы, представив свои решение на сложные вопросы. Например, что делать, если средства есть только на помощь 100 детям, а на 101-го денег уже не хватает, стоит ли давать грант благотворительной организации, у которой проблемы с финансовой отчетностью и тому подобное. Эксперты сошлись во мнении, что все трудности может решить только грамотное управление и привлечение лучших специалистов рынка труда. По итогам дебатов всем слушателям было предложено проголосовать за то, что важнее в деятельности НКО: сострадание или эффективный менеджмент. Абсолютное большинство аудитории (69%) выбрали второй вариант.

Возврат к списку